Я уже несколько лет про себя отмечаю, что у нас растет поколение “неслышащих детей”…
Вроде, все на месте, лор “ничего такого” у ребенка не отмечает, но ребенок упорно не слышит ни своих родителей, ни учителей… В чем дело?
Странное явление – неслышащие дети при нормальном слухе. Я это стала замечать несколько лет назад, когда подросли мои собственные дети, а также когда я взяла на обучение первоклашек. И те, и другие как-то странно реагируют на просьбы взрослых: они слышат (то есть дают обратную связь), но совершенно не запоминают содержание просьбы и, как следствие, не выполняют ее.
Я стала интересоваться этой проблемой: искала информацию у специалистов, проводила небольшие эксперименты, наблюдала. Да, конечно, все специалисты сейчас много пишут об агрессивной звуковой среде: что с рождения наших детей сопровождает слишком большое количество ненужных звуков, что дети со временем научаются просто “не слышать” лишнее, что реагируют только на сильные звуковые стимулы… Действительно, чтобы донести информацию, иногда приходится просто включать громкий голос и кричать – тогда слышат, проверяла. Да, я согласна со специалистами, что дети активно реагируют только на яркие стимулы (красочные картинки, необычные звуки, нестандартное поведение). Но ведь невозможно все время громко говорить, тогда дети привыкнут и к этим громким звукам, перестанут на них реагировать! И невозможно все время только ярчить и вести себя как-то нестандартно...
Какое-то время меня спасал прием тихого говорения: я, наоборот, вдруг начинала говорить с детьми очень тихим голосом, чтобы им пришлось напрягать свой слух. Но и этот прием оказался недолговременным. Точнее, он даже не всем подошел. Оказалось, что часть детей меня и вовсе перестали слушать, потому им просто лень напрягаться. А потом я пообщалась с очень грамотным неврологом, которая меня просто огорошила: оказывается, что на сегодняшний день растет количество детей, которые просто не слышат речи, то есть слух у них в норме, а вот работа центра головного мозга, который отвечает за обработку слуховой информации, нарушена. Выглядит это так: вы ребенку объясняете правило, а он слышит, то есть воспринимает, только ее часть. Коррекции этот дефект поддается только в определенном возрасте и то, с большим трудом…
Но и мы, взрослые, тоже отчасти виноваты в том, что дети нас не слышат. Нам часто не хватает терпения слушать и слышать собственных детей, мы слишком мало качественного времени проводим со своими детьми – нам проще дать им планшет или телефон, где и картинки очень яркие, и звуки необычные и громкие… Мы ленимся говорить с детьми спокойным тоном, потому что вечером уже устали, а уроки еще не сделаны. Крик – очень действенный способ нарастить темп деятельности ребенка))
Получается какой-то замкнутый круг… Мы кричим – дети не слышат – дети все время кричат и не могут спокойно разговаривать – снова мы их перекрикиваем. Грустно. Потому что целое поколение неслышащих детей вырастет и превратится в поколение неслышащих взрослых. Что тогда делать будем, родители?
Татьяна Викторовна Мировская, педагог-психолог МБОУ гимназия №25
Странное явление – неслышащие дети при нормальном слухе. Я это стала замечать несколько лет назад, когда подросли мои собственные дети, а также когда я взяла на обучение первоклашек. И те, и другие как-то странно реагируют на просьбы взрослых: они слышат (то есть дают обратную связь), но совершенно не запоминают содержание просьбы и, как следствие, не выполняют ее.
Я стала интересоваться этой проблемой: искала информацию у специалистов, проводила небольшие эксперименты, наблюдала. Да, конечно, все специалисты сейчас много пишут об агрессивной звуковой среде: что с рождения наших детей сопровождает слишком большое количество ненужных звуков, что дети со временем научаются просто “не слышать” лишнее, что реагируют только на сильные звуковые стимулы… Действительно, чтобы донести информацию, иногда приходится просто включать громкий голос и кричать – тогда слышат, проверяла. Да, я согласна со специалистами, что дети активно реагируют только на яркие стимулы (красочные картинки, необычные звуки, нестандартное поведение). Но ведь невозможно все время громко говорить, тогда дети привыкнут и к этим громким звукам, перестанут на них реагировать! И невозможно все время только ярчить и вести себя как-то нестандартно...
Какое-то время меня спасал прием тихого говорения: я, наоборот, вдруг начинала говорить с детьми очень тихим голосом, чтобы им пришлось напрягать свой слух. Но и этот прием оказался недолговременным. Точнее, он даже не всем подошел. Оказалось, что часть детей меня и вовсе перестали слушать, потому им просто лень напрягаться. А потом я пообщалась с очень грамотным неврологом, которая меня просто огорошила: оказывается, что на сегодняшний день растет количество детей, которые просто не слышат речи, то есть слух у них в норме, а вот работа центра головного мозга, который отвечает за обработку слуховой информации, нарушена. Выглядит это так: вы ребенку объясняете правило, а он слышит, то есть воспринимает, только ее часть. Коррекции этот дефект поддается только в определенном возрасте и то, с большим трудом…
Но и мы, взрослые, тоже отчасти виноваты в том, что дети нас не слышат. Нам часто не хватает терпения слушать и слышать собственных детей, мы слишком мало качественного времени проводим со своими детьми – нам проще дать им планшет или телефон, где и картинки очень яркие, и звуки необычные и громкие… Мы ленимся говорить с детьми спокойным тоном, потому что вечером уже устали, а уроки еще не сделаны. Крик – очень действенный способ нарастить темп деятельности ребенка))
Получается какой-то замкнутый круг… Мы кричим – дети не слышат – дети все время кричат и не могут спокойно разговаривать – снова мы их перекрикиваем. Грустно. Потому что целое поколение неслышащих детей вырастет и превратится в поколение неслышащих взрослых. Что тогда делать будем, родители?
Татьяна Викторовна Мировская, педагог-психолог МБОУ гимназия №25